Г О Д    Т Е А Т Р А     В    Б И Б Л И О Т Е К Е

На главную

Официальная страница

Года театра

Региональный

календарь

Проект

"Россия. Памятные места"

Мероприятия библиотеки

Театральная

среда

Выставки

ДИСТАНЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "Р О С С И Я.  П А М Я Т Н Ы Е  М Е С Т А"

       
 

Аннотация проекта

 

Указом Президента РФ принята Концепция Десятилетия детства.

Распоряжением Правительства РФ утверждён план основных мероприятий по реализации Концепции до 2020 года. План включает 131 позицию, структурированную по 15 разделам: «Повышение благосостояния семей с детьми», «Современная инфраструктура детства», «Обеспечение безопасности детей», «Здоровый ребёнок», «Всестороннее образование – детям», «Культурное развитие детей», «Развитие физкультуры и спорта для детей», «Безопасный детский отдых», «Доступный детский туризм», «Безопасное информационное пространство для детей», «Ребёнок и его право на семью», «Социальная защита детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция в современное общество», «Обеспечение и защита прав и интересов детей», «Качественные детские товары и продукты питания», «Организационные мероприятия».

 

Одним из основных направлений Президентской программы Десятилетия Детства обозначено развитие детского туризма. В 2018-2019 годах в рамках Десятилетия детства пройдёт Год детского туризма. Важность познания своей страны, ее истории, географии, искусства, достопримечательностей своей малой родины – основные задачи туризма для детей и юношества.

 

Исходя из вышесказанного, областной библиотекой им. И.А. Бунина разработан дистанционный проект «Моя Россия: памятные места» (далее Проект) с использованием ресурсов библиотеки и с привлечением ресурсов организаций, сотрудничающих с библиотекой.

 

Заявителем социально-просветительского проекта «Моя Россия: памятные места» является Орловская областная научная публичная библиотека им И. А. Бунина. Работа библиотеки по продвижению чтения как средства изучения окружающего мира представляет собой комплексное взаимодействие всех структурных подразделений библиотеки. Исполнителями Проекта выступают отделы библиотеки: отдел абонемента образовательных услуг, отдел искусств, отдел документов по экологии и сельскому хозяйству. Разработка и реализация данного Проекта вызвана объективной необходимостью расширения читательской активности детей и подростков, популяризации лучших произведений патриотической, музыкальной, краеведческой тематики. Проект предполагает знакомство с известными местами нашей страны через изучение творчества русских и советских композиторов; интерактивные путешествия по театрам и музеям, заповедникам России и Орловщины, создание интерактивной карты Орловской области для заочного знакомства с интересными местами региона.

 

Актуальность проекта  

 

В 2018 году с целью популяризации культурного наследия народов Российской Федерации и приобщения молодежи к истории и культуре России, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 11.10.2012 № Пр-2705, министерство культуры Российской Федерации продолжает реализацию Национальной программы детского туризма (письмо Минкультуры России от 25.04.2018 № 6661-01.1-55-АМ) (далее – программа). Благодаря национальной программе детского туризма «Моя Россия» дети из разных регионов страны получили возможность побывать в тех уголках страны, куда они, возможно, не доехали бы никогда.  Программа  помогает детям ощутить мощь истории своей страны, осознать красоту и просторы, понять, что такое гордость за свою Родину и оценить подвиг дедов и прадедов. Дети учатся любви и патриотизму, понимают, насколько разнообразна и интересна страна, в которой они живут и будут жить. Детский туризм дает возможность не только расширить кругозор и получить новые знания, но и активизировать роль семьи, образовательных организаций, библиотек, музеев.

 

Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев подчеркнул, что результатом проведения Года детского туризма станет «популяризация детского туризма в России, формирование у детей и подростков навыков здорового образа жизни, активной гражданской позиции, приобщение детей к историко-культурному наследию, природным ценностям регионов России».

Не все категории детей в силу физического состояния, финансовых возможностей могут лично посетить достопримечательности страны и региона. Проект библиотеки направлен на создание условий знакомства с достопримечательностями страны средствами художественных и документальных текстов, возможностями Интернет-ресурсов. Социализация детей и подростков посредством включения в Проект даст возможность приобщить их к знанию истории, культуры, географии страны и регионов.

 

Общие положения

Проект способствует созданию условий для формирования новой  модели приобщения детей и подростков к книге. Воспитанию привычки внимательного чтения, развития познавательной активности. Проект ориентирован на развитие межведомственного взаимодействия учреждений культуры, образования, общественных организаций региона, сохранение и развитие ведущей роли библиотеки в обучении использования книги как источника получения новых знаний. Проект позволит включить и взрослую аудиторию в организацию встреч по основным направлениям Проекта.

В результате реализации Проекта будет обеспечиваться формирование личности с активной гражданской позицией и высоким адаптивным потенциалом, любящей и умеющей читать и ценить чтение; желающим познавать историю и культуру страны и региона.

 

Практическая значимость Проекта  заключается в использовании богатейших ресурсов книжного фонда библиотеки.  Реализация  Проекта позволит создать благоприятные условия для привлечения  к чтению, научит грамотно владеть приобретённой  в библиотеке информацией; послужит   развитию и образованию детей и подростков на лучших традициях художественной и музыкальной культуры России путем проведения заочных учебно-тематических экскурсий, выставок книг, культурно-этнографических экспедиций, походов и прогулок по родному краю. Проект послужит формированию Банка разнообразных форм работы по популяризации чтения и продвижения книги в подростковую среду, для вовлечения детей и подростков в деятельность по изучению истории и географии, художественной и музыкальной  культуры

.

Общая идеология проекта

Состояние детского и юношеского чтения заботит библиотечных работников, образовательные организации, семью. Гаджеты в руках ребенка стали серьезной угрозой его жизни и физического и эмоционального здоровья. Но прогресс в области информационно-коммуникационных технологий необратим. Задача взрослых: родителей, библиотекарей, учителей – поставить возможности Интернет-пространства на службу развития любознательности, познавательной активности подростков. Программная деятельность библиотеки по продвижению книги в подростковую среду, в не читающую среду семьи позволит сориентировать на чтение  не только пользователей библиотеки, продвинутые читательские слои, но и на широкую публику, в том числе не включенную в книжную культуру, на мало читающую или не читающую часть населения.

Использование DVD, слайд-презентации, музыкальные компакт-диски, различные виды информации из разных источников, в том числе и из глобальной сети Интернет, даст возможность разнообразить занятия с разными возрастами детской аудитории в рамках Проекта «Моя Россия: памятные места». Подобная форма преподнесения информации вызывает большой интерес разновозрастной среды читателей, усиливает характер ее психологического восприятия, глубину усвоения материала, обеспечивает активное взаимодействие читателя со всеми доступными источниками информации. Все это помогает выполнять задачи по продвижению книги и чтения.

 

Чтение, по утверждению В.А. Сухомлинского, это один из истоков мышления и умственного развития. Чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность. Литературное чтение является уникальным инструментом приобщения человека к художественной и научно-популярной литературе.  

Социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект человека. Чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально акцентуированную личность.

Государству нужны читающие люди. Потому что только от них можно ждать достижений мирового уровня в науке, технике, культуре и искусстве.

 

Лауреат Нобелевской премии по литературе, перуанский писатель Марио Варгас Льоса считает, «необходимо повторять вновь и вновь, пока новые поколения этого не усвоят: литература – больше, чем развлечение, больше, чем упражнение для ума, обостряющее восприимчивость и пробуждающее критический дух. Она абсолютно необходима для самого существования цивилизации, она обновляет и сохраняет в нас лучшие черты человека... Поэтому нам надо продолжать мечтать, читать и писать – ведь это самый эффективный из найденных нами способов облегчить наше смертное существование, победить коррозию времени и сделать невозможное возможным».

Важная задача общества и, в первую  очередь, библиотек, стимулирование чтения, возрождение и развитие интереса к книге среди всех слоев населения.

 

Цель и задачи Проекта

 

Цель Проекта – формирование познавательной активности подростка посредством стимулирования осознанного чтения, развитие интереса к изучению своей страны, создание условий для комплексного развития подрастающего поколения в духе патриотизма на основе уважения к историческому, духовному и культурному наследию родного края.

 

Для достижения Цели Проекта необходимо решить следующие задачи:

 

  • привлечение внимания широкой общественности к книге, чтению и библиотеке, создание позитивного мнения о чтении как о средстве воспитания и развития личности;

  • выход за пределы сложившейся библиотечной аудитории с ориентацией на мало читающую часть населения;

  • воспитание потребности в чтении, возрождение интереса к чтению у детей и взрослых;

  • повышение качественного уровня чтения, продвижения лучших образцов отечественной и мировой литературы;

  • развитие программно-проектной деятельности библиотеки, направленной на продвижение чтения, желания путешествовать;

  • внедрение в практику современных форм и методов популяризации книги, направленных на повышение качества чтения;

  • использование  новых технологий в  продвижении книги, чтения, туризма;

  • изучение ситуации с чтением в библиотеках методом социологических опросов.

Основные направления реализации Проекта

 

№п/п

Направления  работы

Описание мероприятия

Форма проведения

Ответственные

__________________________________________________________________________________________

1.

Москва – Путешествия сквозь века

1.Большой театр: история создания и имена, его прославившие

2.Театр им. Образцова: кукольный театр для детей и взрослых

3.Зарядье:комплекс 21 века, где стоит побывать каждому

 

Слайд-шоу

Книжные выставки

Музыкальный лекторий

Заочные путешествия с книжкой под мышкой

Отдел искусств совместно с ПМС Центром

__________________________________________________________________________________________

2.

Град Петров!

1.Мариинский театр – история создания и творчества

2.Александрийский театр – «слетелись музы к нам»

 

Слайд-шоу

Книжные выставки

Музыкальный лекторий

Выставка творческих работ участников Проекта 

Отдел искусств совместно с ПМС Центром

__________________________________________________________________________________________

3.

Культура Крыма – детям. «Артек» музыкальный

1.История появления Артека

2.Композиторы – Артеку

3.Артековские легенды

4.Артековец сегодня – артековец всегда

Заочное путешествие по Крыму

Выставка книг

Музыкальные уроки

Проекты участников «Мой Артек»

Встречи с детьми и взрослыми, побывавшими в Артеке

Фотовыставка работ «И я был в Крыму» 

Отдел искусств Орловский государственный институт культуры

__________________________________________________________________________________________

4.

Орел – духовные истоки. Драматический театр им. И.С.Тургенева: от графа Каменского до наших  дней

 

1.Фотоистория театра

2.Творчество В. Калинникова для театра

3. История театра в лицах

Встречи с актерами.

Обсуждение спектаклей театра.

Заочное путешествие за кулисы

Отдел абонемента образовательных услуг

__________________________________________________________________________________________

5.

И.С. Тургенев – 200 лет со дня рождения

1.Тургенев и музыка

2.В музее И.С.Тургенева

3.Спасское-Лутовиново –родной край писателя

 

Заочные путешествия

Выставки книг

Литературные конкурсы

Музыкальные уроки

Отдел искусств

Отдел абонемента образовательных услуг

Фонд редкой книги

__________________________________________________________________________________________

6.

«Свободное пространство»: театр не только для детей и юношества

1.История создания

2.Путешествие за кулисы.

3.Встречи с актерами театра.

4.Завтрашний день театра – давайте вместе помечтаем. 

Встречи с актерами.

Обсуждение спектаклей театра.

Заочное путешествие за кулисы

Отдел абонемента образовательных услуг

 

__________________________________________________________________________________________

7.

Чудный уголок Орловщины –

Шатиловский лес

1.История  создания Шатиловской станции

2.Флора и фауна Шатиловского леса

3.Музей-усадьба Шатиловых – центр развития селекции на Орловской земле

 

Обзор книг Видеолекторий

Фотовыставка работ «И я там был..»

Фото-рассказ и электронная презентация.

Отдел документов по экологии и сельскому хозяйству

Образовательные организации Н-Деревеньковского р-на

__________________________________________________________________________________________

8.

Орловский театр «Русский стиль».

1.История создания

2.Путешествие за кулисы

3.Встречи с актерами театра. 

Встречи с актерами

Обсуждение спектаклей театра

Заочное путешествие за кулисы 

Отдел абонемента образовательных услуг

 

  

Сроки реализации Проекта

 

Проект реализуется в период с 2018 по 2020 г.г. в 3 этапа

1 этап (сентябрь 2018-декабрь 2018) организационный: анализ ресурсов, определение состава организаторов, участников, планирование работы

2 этап (январь 2019-май 2020) основной: проведение мероприятий, социологических опросов, корректировка форм работы

3 этап (июнь 2020-сентябрь 2020) итоговый: создание интерактивной карты Орловской области, Банка данных основных мероприятий, проведение итоговой Конференции участников

 

 

Организаторы Проекта

 

Отдел абонемента образовательных услуг

1.  Борзенкова Валентина Алексеевна

2.  Шумских Ирина Владимировна

Телефон, электронный адрес 76-49-20, abonement.buninka@yandex.ru

 

Отдел искусств

1.  Каменева Валентина Николаевна

Телефон, электронный адрес :(4862)76-37-87 otdeliskusstv@bk.ru

 

Отдел документов по экологии и сельскому хозяйству

1. Сухотина Елена Алексеевна – зав. отделом

Телефон, электронный адрес: (4862)76-37-87  sho-buninlib@mail.ru

 

Участники Проекта

 

Психолого-медико-педагогический центр Орловской области.

Общеобразовательные учреждения г. Орла, Н-Деревеньковского, Орловского, Мценского, Хотынецкого, Ливенского, Кромского, Краснозоренского, Свердловского районов.

Учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Детские сады Орла и Орловского района.

Школы-интернаты и детские дома.

Загородные пионерские лагеря.

 

Координатор Проекта

 

Казначеева Галина Анатольевна, ученый секретарь библиотеки

(4862) 76-45-26

Gak-1960@mail.ru

 

Информационное сопровождение Проекта

 

Создание  Календаря и интерактивной Карты проекта на сайте библиотеки

Работа с областными СМИ

 

   

Официальная страница

Года театра

Региональный

календарь

Проект "Россия.

Памятные места"

Мероприятия библиотеки

Театральная

среда

Выставки

© 2019 БУКОО Орловская областная научная универсальная публичая библиотека им. И. А. Бунина