[Б. п.] [Рец. на кн.: Крюков-Несмеянов А. Ночи: Маленькие новеллы. – М., 1892; Бунин И. Стихотворения 1887–1891 гг. – Орел, 1891; Бутурлин П. Двадцать сонетов. – Киев, 1891] // Наблюдатель. – СПб., 1892. – № 3. – Отд. II, с. 28–30.

 

<...> И. Бунин. Стихотворения. Орел. 1891. <...>

<...> Орловский поэт И. Бунин не набирал своих стихов на десять печатных листов, вышел «под цензурой», которая почему-то читала его стихотворения в течение восьми месяцев (от января по сентябрь 1891 года) и в пять лет (1887—91) напечатал всего 46 пьес (воздержность редкая в наше скоропишущее и ещё скорее печатающееся время). Это поэт преимущественно элегический, хотя у него встречаются описания Крыма и, местами, картины природы. Но преобладающий тон его стихотворений мрачный, унылый. Он всё воспевает душевные муки, тайные страдания, глубокую скорбь. В одной из своих первых пьес, посвящённых брату, которому посвящена и вся книга, сознавшись, что грусть да любовь вызывали его стих, он совершенно основательно прибавляет: «Только кому же до этого дело? Всё, что казалось странно уму, чем иногда моё сердце скорбело — важно и больно лишь мне одному». Правда, немножко раньше его, эдак годами пятидесятью, другой поэт спрашивал также ноющего собрата: «Какое дело нам, страдал ты или нет, к чему нам знать твои мученья?» и прибавляет, что толпе смешон такой «плач и укор, с своим напевом заучённым, как разрумяненный трагический актёр, махающий мечом картонным». Но почему же и не повторить в переделке стихов знаменитого поэта? И г. Бунин продолжает: «Жизнь не даёт нам какой-нибудь новой и неизбитой дороги идти, так для чего ж я рассказывать буду все невесёлые встречи в пути»? Но и после такого логичного рассуждения он продолжает всё-таки рассказывать одно и то же в десятках следующих стихотворений, заканчивая цитируемое нами так: «И оттого-то от песен моих веет осенними светлыми днями». Заменив эпитет «светлыми» — скучными, мы будем иметь полную характеристику г. Бунина, как поэта. Есть у него, правда, два-три перевода из Мюссэ, Буржэ, Мура, Фелиции Гименс, но это капля в море слёз и за душу тянущих вздохов. Стих г. Бунина гладок и правилен, но ведь кто же нынче пишет негладкими стихами? Не знаем, родня ли поэт знаменитой поэтессе времён Александра I, Анне Петровне Буниной, получившей за свои полные напыщенной риторикой вирши пенсию в две тысячи рублей, осыпанную бриллиантами золотую лиру для ношения на плече в торжественных случаях, но знаем, что поэты нашего времени не рассчитывают на золотые лиры и пенсии, даже далеко не за бунинские стихи. <...>