___________________________________________________________________________________________________________________ ЦЕРКВИ И МОНАСТЫРИ ОРЛОВСКОГО КРАЯ
Областная библиотека им. И. А. Бунина давно занимается церковным краеведением. Был издан справочник «Церкви и монастыри города Орла» (в 1998 году, 2-е издание – в 2007 году). За прошедшее время появилось много нового материала. Нам хочется дополнить историю наших храмов сведениями из редких книг, вышедших до 1917 года, хранящихся в фонде отдела краеведческих документов, а также из таких современных изданий: Неделин В. М. «Архитектурные древности Орловщины: ушедшее» (2009), Ставцева А. М. «Архитектура города Орла и проблема охраны исторического архитектурного наследия города» (2019), «Сборник Орловского церковного историко-археологического общества» (2001, вып. 2), Жарков М. А. «История Орловской епархии» (2007), журнал «Православный Орел» (2008), и с сайта Орловской митрополии.
БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР Мы продолжаем цикл публикаций из книг, которые хранятся в отделе краеведческих документов, посвященных истории церквей Орла. Статья посвящена Богоявленскому собору города. Это самая древняя каменная постройка города, дошедшая до нас в измененном виде, и памятник архитектуры федерального значения.
В левой части рисунка - Богоявленский монастырь с двумя церквами - шатровой Богоявления Господня и клетской Козьмы и Дамиана. Реконструкция В.М. Неделина После разорения Орла поляками и литовцами в 1606 году, происходит восстановление и укрепление Орловского острога. Одновременно с этим в 1641 году была построена деревянная Богоявленская соборная церковь. Вскоре рядом возведена церковь во имя святых князей Бориса и Глеба. И вокруг двух храмов образован мужской Богоявленский монастырь. После пожара 1680 года он был перенесен вниз по Оке на Ввозную гору, затем переименован в Успенский. Сама же Богоявленская церковь, хоть и не ясно, сгорела она тогда, или же сильно пострадала, обращена в приходскую.
Реконструкция облика храма в XVIII в., выполненная В. М. Неделиным
Новое каменное здание Богоявленского храма было возведено примерно в первом десятилетии XVIII века. Но в то время он был не белым, как сейчас, а ярко-красным, и хорошо выделялся на фоне постепенно разрушавшихся остатков Орловского острога. Выстроен он был в лучших традициях стиля московского барокко, стены украшены белокаменной резьбой. В 1779 году в его приходе числилось 202 двора. В это время он имел три престола: главный – во имя Святого Богоявления Господня и придельные – Вознесения Господня и мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. В 1822 году на колокольне храма был установлен большой церковный колокол весом в 568 пудов (более 9 тонн). Отлитый в Орле на пожертвования священников и прихожан, он отличался чистым и благолепным звоном. Особенно он понравился епископу Гавриилу (Розанову), управлявшему в то время епархией, и по его указу стал служить началом благовеста всех церквей города.
Епископ Гавриил (Розанов)
В 1837–38 годах храм был перестроен и расширен, трапезная соединена с колокольней, стоявшей до этого отдельно, сооружена каменная ограда с главными воротами. И после этого церковь во многом утратила свое барочное звучание. Классицистические портики, новые массивные апсиды придали храму совершенно иной художественный облик. Изменился и его пропорциональный строй, ранее бывший строго выверенным. Теперь лишь верхние части основного объема и колокольня напоминали о церкви, построенной в начале XVIII века. К трем имевшимся престолам прибавились новые в трапезной: иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» и святых Косьмы и Дамиана. Храм стал пятипрестольным.
Богоявленский храм. Рисунок 1843 г.
Особо чтимыми святынями церкви являлись чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и Образ Спаса Нерукотворного. Почитались также иконы Богоявления и Вознесения Господня, образы Божией Матери «Утоли моя печали», «Троеручица» и другие. Храм упоминается в произведениях Н. С. Лескова «Грабеж» и «Мелочи архиерейской жизни».
Интерьер собора. Конец XIX - нач. XX вв.
С 1901 года священником, а с 1903 года ее настоятелем был духовный писатель, краевед, педагог Илья Васильевич Ливанский (1854–1920 гг.), председатель Орловского церковного историко-археологического общества в 1907–1917 годах. В качестве приложения к журналу «Орловские епархиальные ведомости» в 1912 году был напечатан его очерк о храмовой чудотворной иконе Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (http://sbs-orel.ru/st/icon – здесь представлен текст, но с поправкой на современную орфографию).
Интерьер собора. Конец XIX века
В 1900 году была разобрана наклонившаяся колокольня церкви, и вместо нее в 1908 году рядом выстроена надвратная звонница с двумя фланкирующими часовнями. Колокольня собора известна еще и тем, что в 1921 году на ней жил Христа ради юродивый Афанасий Андреевич Сайко, горячо молившийся там о горожанах. А сегодня, и в этом нет сомнения у верующих орловцев, он предстоит за нас у престола Божия, молясь за весь мир. В наши дни был установлен памятный знак Афанасию Андреевичу около собора.
Илья Васильевич Ливанский
В 1838 году храм был закрыт. Вскоре снесена звонница, разобрана ограда и арка над воротами, а в церковном помещении в мае 1939 года (по другому источнику – 1937 год) открыт антирелигиозный музей.
Икона Всех скорбящих Радость
В период оккупации Орла немецкими войсками храм был освящен в декабре 1941 года и стал кафедральным собором Орловской епархии. В 1945 году Орловский отдел по делам архитектуры поставил его на учёт, и на стене здания установлена охранная доска. Здесь же находились нетленные мощи святителя Тихона Задонского, поклониться к которым приезжало много паломников.
Церковь с новой колокольней. 1910-е гг.
Но с началом новой антирелигиозной кампании в конце 1950-х – начале 1960-х годов над храмом снова нависла угроза закрытия. Вышло распоряжение о перенесении мощей святого в запасники краеведческого музея. Изымали святыню в полночь. Мощи сложили в мешок и увезли. В храме остались только облачение и вериги святого (сегодня они находятся в Свято-Иоанно-Крестительском храме Орла).
Афанасий Андреевич Сайко Указом митрополита Орловского Антония (Кротевича) с 25 мая 1962 года кафедральный собор переведен из Богоявленской церкви в Ахтырскую. Через месяц Богоявленский храм был закрыт.
Памятный знак Афанасию Андреевичу Сайко В 1962–64 годах здание церкви по проекту института «Орелгражданпроект» было приспособлено под областной кукольный театр. При этом претерпели изменения его интерьер и внешний облик. Был разобран глухой восьмерик с главкой над центральным объемом и два барабана с маковками, венчавшими купола приделов. Внутри храма соорудили перегородки и потолок, настенную живопись уничтожили.
Собор. 1947 г.
В 1987–88 годах венчавшая храм главка была восстановлена, и в сентябре 1992 года на ней установлен крест.
Святитель Тихон Задонский
В 1994 году церковь передана общине верующих. Начались ремонтно-восстановительные работы. 6 апреля 1996 года храм был освящен архиепископом Орловским и Ливенским Паисием (Самчуком). И стали совершаться регулярные богослужения.
Митрополит Антоний (Кротевич)
В 2008 году началось возведение колокольни по первоначальному проекту (разобранной в 1900 г.). В марте 2014 года Богоявленский собор зазвонил впервые с 1919 года (когда из города отступили белые и был восстановлен ленинский запрет на колокольный звон). В конце 2015 года было закончено воссоздание колокольни собора (сняты леса), и Богоявленский храм вновь обрёл завершённый облик.
Собор сегодня
28 июля 2016 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе Первосвятительского визита в Орловскую митрополию совершил Литургию в соборе. Перед входом в собор находится часовня во имя Всех Святых, которая является надкладезной — она расположена над скважиной, по которой со 140-метровой глубины поднимается вода и стекает по Кресту внутри самой часовни. В 2012 году создан хор Богоявленского собора (группа ВКонтакте: ). В 2015 году при храме начало действовать православное молодёжное движение «Богоявленская семья». Главной святыней церкви считается икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Она выносилась из храма во время всех городских крестных ходов, и была очень почитаема народом. Еще Илья Ливанский сообщает о нескольких случаях чудесных исцелений, связанных с иконой. Во время советских гонений на церковь она оказалась у прихожан. В 1990-е годы икону возвратил во вновь открывшийся храм церковный староста Иосиф Николаевич Калашников. В октябре 2004 года, днём, похитители смогли вынести икону из храма. Она была продана одному орловскому коллекционеру, который не был в курсе её происхождения. Когда он нашёл информацию об иконе на сайте Богоявленского собора, то вернул её в храм и стал его постоянным прихожанином. А.А. Абрамова, главный библиограф отдела краеведческих документов Орловской областной научной универсальной публичной библиотеки им. И. А. Бунина
|
|||||
|
|||||
____________________________________________________________________________________________________________________ |
|||||