__________________________________________________________________________________________________________________

 

 ИСТОРИЯ О ДВУХ АКТЕРАХ

 

Театр в системе культуры – явление уникальное, специфичное. Он является одним из важнейших социальных общественных институтов и обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир человека.  В культурной жизни Орла театры играли большую роль.

Театры города Орла радуют орловскую публику уже более двух веков. Каждый из них имеет богатейшую историю. Именно благодаря таланту артистов мы можем наблюдать постановки в театрах. Свой путь они начинали на орловских подмостках. Но прославились на всю Россию. А некоторые широко известны за пределами страны. Актёры-орловцы, чей талант покорил миллионы сердец: Гликерия Федотова, Иван Переверзев, Вячеслав Полунин, Валерий Баринов, Сергей Фетисов и многие другие. Ушедшие из жизни орловские актёры навсегда останутся в истории России. А ныне живущие актёры продолжают свой творческий путь. Сегодня речь пойдет о двух талантливых актерах Ф. Я. Чеханкове и В. Г. Трахтенберге, к сожалению, которых уже нет с нами.

Федор Чеханков (21 сентября 1939 – 1 августа 2012) – народный артист России, один из ведущих мастеров Центрального академического театра Российской Армии. Он вырос в актерской среде, его мать в течение многих лет была любимицей публики в Орловском драматическом театре имени И. С. Тургенева. Актера нет с нами уже восемь лет, но он оставил свои мемуары: Чеханков, Ф. Я. Моя дырявая память / ред. Б. М. Покровский. – Москва: АСТ-ПРЕСС Книга, 2003. – 368 с.

Мемуары повествуют о трудном военном детстве, о театре, где служила его мама, о сотрудничестве с выдающимися мастерами отечественного искусства. В книге очень много фотографий из личного архива актера.

Будущий артист осчастливил своим появлением интеллигентную семью военного и актрисы. Его отец, полковник Яков Файбышевич Вайнштейн, руководил Управлением культуры города Ярославля. Мама, Валентина Авраамовна Чеханкова, служила в Ярославском театре юного зрителя. Незадолго до начала Великой Отечественной войны Яков Файбышевич был отправлен руководить политорганами Прибалтийского военного округа в городе Риге. Он пропал без вести на фронте в 1942 году. Поэтому маленький Федя практически не помнил отца, его воспитанием занималась мама. Мама Валентина Абрамовна Чеханкова была актрисой в провинциальном Театре юного зрителя. Какими-либо званиями либо наградами отмечена не была. Однако в областном Орловском государственном академическом театре имени И. С. Тургенева, в который мама Федора Чеханкова устроилась после войны, она была на хорошем счету. И в настоящее время ее имя числится в его зале славы.

«Первые двадцать лет в Орловском театре были маминым взлетом. Маминым счастьем. Она была типичной инженю. Как говорили тогда, «второй героиней»: веселенькая, пухленькая, с ямочками на щеках. Хотя и серьезный репертуар в маминой биографии был. Городской театр – это не столичный. Каждый месяц – премьера. Зато роли, о которых можно было только мечтать…

Мы с мамой и с театром вернулись в октябре [1943] и увидели разрушенный город, дымящиеся развалины. Театр играл сначала в Доме учителя, в зале на сто мест, актеры жили прямо в театре… Напротив был собор. Потом на его месте построили кинотеатр «Победа». За сценой была коридорная система. Комнаты по шесть квадратных метров. Мы жили не в театре, а рядом, снимали комнату у хозяйки… Город маму боготворил. Ну и мне, конечно, перепадало: ее поклонницы мне яблоки носили, конфеты».

Как вспоминал впоследствии  Федор Яковлевич, он еще с детства был домоседом, не чурающимся одиночества. Однако рос общительным ребенком и частенько пропадал во дворе. Но еще чаще он пропадал на подмостках театра, в котором работала его мама. Так в итоге и получилось, что мама, театр и двор стали тем, из чего сложилось детство Федора.

«Другой мечты, кроме как стать артистом, у меня не было. Хотя ни в какой школьной самодеятельности я не участвовал. Правда, часто в школе меня заставляли вести концерты. Поскольку мне всегда грозила двойка по поведению, я не отказывался…. Мне никогда не писали к этим школьным вечерам тексты, я обычно импровизировал. Импровизирую до сих пор, когда веду концерты в зале «Россия» или в своем театре».

«Все со всем в этой жизни связано - убежден. И случайности в итоге складываются в закономерности. Только вот почему? Если бы знать. Мой знаменитый земляк Иван Сергеевич Тургенев тоже родом из старинного русского города Орла. Там, в поместье Спасское-Лутовиново…. мальчиком вместе с Орловским театром, вместе с мамой я часто бывал в этих местах. Сколько раз меня насильно сажали на ветку того самого старого дуба, который посадил Тургенев, и просили улыбнуться, «когда вылетит птичка». Сколько раз я бегал по той самой липовой аллее, что видела его, Тургенева, катался по пруду, где и он сиживал на веслах в молодые годы. Иван Сергеевич тогда был влюблен в приму Александринского театра Марию Гавриловну Савину, великую русскую актрису. Театр, актриса… Все со всем в этой жизни связано. С возрастом годы бегут, как минуты, а прошедшие эпохи все приближаются».

Театр юного зрителя «Свободное пространство» значительно моложе государственного театра имени И. С. Тургенева. Он появился в середине 70-х годов прошлого века и сразу завоевал популярность среди молодежи и не только. Уже первые спектакли вызвали огромный интерес зрителей всех возрастов. Оригинальные режиссерские решения, необычная сценография, яркие актерские индивидуальности – все свидетельствовало о том, что в Орле возник высокопрофессиональный театр со своей театральной эстетикой. Одним из любимых актеров орловского зрителя стал актер театра Владислав Трахтенберг (27 августа 1948 – 19 ноября 2001). При поддержке друзей и семьи вышел сборник воспоминаний об актере: Влад. Жизнь артиста. Театральный сюжет – Орел: Издательский Дом «ОРЛИК», 2012 – 300 с.

В сборнике собраны воспоминания друзей и коллег актера, его жены и детей. Театральный критик Мария Честных вспоминает о том, как рождалась эта книга: «Воспоминания стекались: кто-то писал сам, кто-то с готовностью рассказывал, и эти рассказы я превращала в тексты. История жизни Большого Друга, Большого Актера и Большого Человека наполнялись фактами, чувствами. Постепенно обретая контуры книги…

И вот настал момент, когда все материалы сошлись в единой компьютерной папке, и книга должна была обрести форму. Скажу честно, процесс поиска формы стал самым трудоемким, но и самым интересным… Меня, как составителя, единство места никоим образом не смущало. Поскольку эти годы стали главными в жизни Трахтенберга. Приехав в Орел в двадцать восемь лет с заявкой на актерские способности, он вырос здесь и сал актером редким, штучным, неповторимым. В книге об этом сказано много.

В Орле он состоялся и как личность, и как глава семьи. В мемуарах весь его орловский период представлен очень цельно. Разбить эти двадцать четыре года на хронологические отрезки было невозможно – единство места тянуло за собой единство времени. Раскидать воспоминания по алфавиту казалось скучным. Книга о Владе (именно о Владе!) требовала театральности формы, поэтичности, каких-то загадок, неожиданного дробления материала».

Открывают сборник воспоминания жены актера Татьяны Власовой: «Годы летят. Вот уже десять лет. Как Влада нет рядом – мужа, друга, любящего отца и, конечно, актера. Для меня, его жены. Писать воспоминания о родном человеке, дорогом и очень близком, трудно. Воспоминания о Владе – это минуты моего личного общения с ним в жизни и в снах, мои письма к нему и разговоры о нем с друзьями». Откровенны воспоминания сына актера Георгия Трахтенберга: «Отец имел много друзей. Очень много. Мне казалось, что его знает и любит весь город. Помню, мы с ним шли от театра вверх по Александровскому мосту на ул. Ленина, и через каждые пять минут мы останавливались поговорить с каким-нибудь его знакомым, и с каждым он разговаривал как с лучшим другом, спрашивал о жизни, о делах – не вскользь, а как-то с интересом…. Он занимался любимым делом, тем, что ему по-настоящему нравилось больше всего в жизни. Его знал и любил почти весь город. В этом плане он был счастливым человеком. Очень хочу со временем найти ту гармонию в жизни, которая была у него».

«Он был совестью театра» – так называются воспоминания заведующей музыкальной частью театра «Свободное пространство» Ольги Селиной: «…наступила пора главного театра нашей жизни – ТЮЗа, в который Владик очень стремился. ТЮЗ в то время был для Орла авангардом, местом, куда хотели попасть не только зрители, но и актеры, ищущие, творческие, молодые. Вся дальнейшая жизнь Влада была связана с ним. Без преувеличения его можно было бы назвать Совестью театра, настолько он жил работой, репетицией. Сам не любил халтуру на сцене и не позволял другим халтурить». «Трахтенберг  и в жизни был непримиримым к любому проявлению хамства и жестокости, несправедливости и  никогда не отступал, всегда отстаивая человеческое достоинство. Это ярко проявилось в его работе на сцене. Театр он любил страстно, просто не мыслил себя вне сцены… Сегодня, перебирая рецензии, поражаешься, как мало писали о его работах, и чувствуешь собственную вину. Правда. Я успел напечатать свои заметки о спектакле «Последние». Это спектакль, в котором он играл очень сильно и мощно»  – так написал старший научный сотрудник Орловского государственного объединенного литературного музея И. С. Тургенева  Е. В. Проц.

Удивительно то, что глубокий профессиональный взгляд на многолетнюю актерскую работу Владислава  Трахтенберга был сделан всего однажды в той самой рецензии – она последняя и она же первая.

Последним, кто встретился с актером был Рахим Рахманов – актер Курской филармонии. Так он вспоминает эту встречу: «За неделю до ухода из этого мира Влад оказался в московской больнице в реанимационной палате. Мне чудом удалось пройти к  нему… Увидев меня, заулыбался и сказал: «Ты меня застал в лучшую минуту. Когда я выберусь отсюда, такое расскажу. Медсестры – ангелы, они летают над нами. Давай для них устроим концерт». Я растерялся. Здесь, в реанимационной палате, петь? Но отказаться не посмел. Медсестры, врачи, больные слушали с благодарностью, а Влад уже читал стихи, конферировал и чувствовал себя на сцене. Прощаясь, он сказал: «Тебе удалось это сделать…»

«Нет, память убить невозможно. Остались аудио и видеокассеты с записями, остались его песни. Остались запомнившиеся яркие роли в театральных постановках «Последние», «Невероятный сеанс», «Фиалки Монмартра»… Много их было за годы, что отдал любимый артист искусству» – такие слова написала журналист И. Казимирова.

 

Подробнее об актерах, о театрах «Свободное пространство» и театре им. И. С. Тургенева можно прочитать в книгах, о которых мы Вам рассказали, они находятся в фонде отдела краеведческих документов Орловской областной научной универсальной публичной библиотеки им. И. А. Бунина. 

Л. П. Хоменкова, ведущий библиограф отдела краеведческих документов

Орловской областной научной универсальной публичной библиотеки им. И. А. Бунина

 

 

   
 

____________________________________________________________________________________________________________________

 
          Top.Mail.Ru