__________________________________________________________________________________________________________________

 

НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ БУНИНА

 Ни в детских, ни в отроческих годах Бунина не было впечатлений от домашних концертов, принятых в те времена в дворянских и даже в зажиточных мещанских семьях. Кроме игры на гитаре и пения отцом чувствительных романсов, мальчик никакой музыки в доме не слышал. И музыкальным образованием юного Бунина никто всерьез не занимался.

Но если в самом помещичьем доме музыка звучала не часто, то она звучала вокруг – в крестьянской избе, в поле, во дворе родительской усадьбы. И Бунин глубоко воспринимал и чувствовал эту песню, его художественную натуру не могли не волновать родные напевы, то веселые, то протяжные, задушевные.

Нет сомнений, что мудрая простота родной песни занимала большое место в чувствительной душе Ивана, – он легко запоминал их и знал великое множество. А повзрослев, специально изучал, записывал. Потом эти песни войдут в его повести, рассказы, зазвучат в очень многих его произведениях.

Ранние произведения писателя, а также «Деревня» и «Суходол», основывались, в большей части, на «деревенском» материале. В этой связи значение фольклора, и в том числе музыкального, особенно велико.

Послушаем пример такой песни в эпизоде из фильма «Суходол» (2011) по одноименной повести Ивана Бунина.

 

Видео «Суходол»

 

В творческом наследии И.А. Бунина немало рассказов, почти отданных музыке. Среди них «Лирник Родион». Здесь все построено на музыке, она не фон, не дополнение, а содержание. Замечательны строки, посвященные странствующему слепцу Родиону. Чутьем человека из народа Родион понимает, что близко сердцу его слушателей, что их волнует, и об этом поет. Каким талантливым, духовно богатым предстает певец в минуты творческого вдохновения! 

«Бог благословил меня счастьем видеть и слышать многих из этих странников, вся жизнь которых была мечтой и песней», - пишет Бунин.

 

  Фрагмент «Лирник Родин». Читает М. Глузский

 

«Он как бы тоже перебирал в своей памяти картины соборов, проходов под златоверхими колокольнями, темных и тесных полуподземных приделов. И, дойдя до картин судных, усилил тон: лира его зажужжала и запела смелее, тверже. Послышались вздохи, слабые восклицания нежности и грусти. И он еще усилил - и сквозь восточную, степную меланхолию мотива ясно проступило подобие органного хорала».

Писатель мог вводить в свои произведения фольклорные песни без существенных изменений. Так, в стихотворении «На хуторе» используется фрагмент из старинной народной песни, которую Бунин слышал от отца.

В. Н. Муромцева-Бунина так записала его воспоминания в своей книге «Жизнь Бунина»:

«Иногда отец брал гитару в руки и пел старинные русские песни; пел он музыкально, подняв брови, чаще с печальным видом, и производил большое впечатление».

В стихотворении воссоздана картина такого вечера. В первой строфе рассказ о том, как отец берёт гитару и начинает играть: «Где ты закатилось, счастье золотое? Кто тебя развеял по чистым полям?...»

Этот песенный эпизод выступает в стихотворении в качестве кладезя народной мудрости, на авторитет которой как бы ссылается автор в последних строках: «Не судья тебе я за грехи былого! Не воротишь жизни прожитой назад!»

Эти стихи положил на музыку известный исполнитель «русского зарубежья» Борис Рубашкин.

 

На хуторе

Свечи нагорели, долог зимний вечер...

Сел ты на лежанку, поднял тихий взгляд –

И звучит гитара удалью печальной

Песне беззаботной, старой песне в лад.

 

Где ты закатилось, счастье золотое?

Кто тебя развеял по чистым полям?

Не взойти над степью солнышку с заката.

Нет пути-дороги к невозвратным дням!

Свечи нагорели, долог зимний вечер...

Брови ты приподнял, грустен тихий взгляд...

Не судья тебе я за грехи былого!

Не воротишь жизни прожитой назад!

 

Борис Рубашкин. Свечи нагорели

 Рассказывают, что юноша Бунин любил деревенские гулянки, придумывал «Страдательные» и плясовые запевки, сочинял частушки, при случае мог лихо сплясать и «русскую». Писатель превосходно знал природу, деревню, людей – их быт, их язык.

И в годы его поэтической зрелости с такой естественностью и непринужденностью давалось подражание народной песне…

Соединяя мотивы и приёмы, присущие  жанру народной песни, поэт создаёт стихи, которые и по сюжету,  и тоническому строю напоминают народные песни.

В первое десятилетие XX в. увидели свет три стихотворения-монолога Ивана Бунина, названные песнями: «Я – простая девка на баштане…», «Зацвела на воле…» и «На пирах веселых». Образы лирической героини этих произведений сходны: это любящая женщина, искренняя и верная. Она тяжело переживает разлуку с женихом или мужем, подозревая измену.

Послушайте, как героиня бунинской поэзии – «простая девка на баштане» - песенными строчками рассказывает о своей горькой, безнадежной любви.

 

Песня

Я — простая девка на баштане,

 Он — рыбак, веселый человек.

Тонет белый парус на Лимане,

Много видел он морей и рек.

Говорят, гречанки на Босфоре

Хороши... А я черна, худа.

Утопает белый парус в море —

Может, не вернется никогда!

Буду ждать в погоду, в непогоду...

Не дождусь — с баштана разочтусь,

Выйду к морю, брошу перстень в воду

И косою черной удавлюсь.

 

 

 «Простая девка на баштане» в исполнении Галины Хомчик"

В. Н. Каменева, заведующая отделом искусств

Орловской областной научной универсальной публичной библиотеки им. И. А. Бунина

 

   
 

____________________________________________________________________________________________________________________

 
          Top.Mail.Ru