|
|
___________________________________________________________________________________________________________________
«ЭХ, БАНЯ ТЫ МОЯ, ДА
БАНЯ РУССКАЯ!»
Пясецкий Г. Исторические очерки города Орла
«У нас традиция:
каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню!» - втолковывал
незадачливый Женя Лукашин сначала московской невесте, а потом
ленинградской незнакомке. Но женщины отказывались его понимать.
Действительно, ходить в баню раз в году – значит не ходить в нее вовсе.
Специалисты и бывалые «банные» люди советуют имеющим баньку, как
говорится «под рукой» расслабляться в парной 5-10 минут (недолго) хоть
каждый день, ну, а тем, для кого поход в баню сопряжен со значительной
тратой времени на сборы, хотя бы раз в неделю.
Банный жар
раскрывает поры и отлично очищает кожный покров. После воздействия пара
усиливается, улучшается обмен веществ, жар улучшает кровоснабжение кожи
и т. д. и т. п.
О банях писали в орловской дореволюционной периодике, которая есть в
краеведческом фонде областной библиотеки им. И. А. Бунина. Существование
бань описано на страницах газеты «Орловские губернские ведомости» за
1860 год. Наш летописец Нестор рассказывает, что Святой апостол Андрей,
странствуя по Сибири видел чудо: парившихся в бане и бивших себя
розгами. Здесь упоминается о розгах или лучше вениках, которые, кажется,
исключительно употреблялись и употребляются русскими.
Обычай
обуславливал посещение бань в некоторых известных случаях – так перед
вступлением в брак молодые должны были ходить в баню. Исполняли этот
обычай не только люди простого звания, но даже великие князья и цари
русские.
Редкий поселянин
не имеет своей бани, и обычай парится веником вошел, можно сказать, в
плоть и кровь русского народа. «Обыкновенно наши бани строятся из
дерева. Состоят большей частью из одной, редко двух и еще реже трех или
четырех комнат. Комната с печью, имеющей особенное отверстие и за ним
углубление, наполненное раскаленными камнями или песком – каменка, на
которую поливали воду и парами этой воды бани нагреваются, смотря по
надобности. Другие отделения бани, если существуют, то назначаются или
для обмывания водою, или для одевания и раздевания. А также успокоения
тела «сильно ослабленного пареньем и отделением пота» - так писали в
«Орловских губернских ведомостях» 1860 года.
В
городе Орле был Банный мост (ныне не существует). Название мосту,
построенному против съезда на Балашову гору, заменили другим: вместо
Балашова его стали называть Банным, чему дали повод бани, находящиеся
около самого моста. Вот что пишет Г. Пясецкий в своей книге
«Исторические очерки города Орла»: «Эти бани, по всей вероятности,
построены были в то время, когда по учреждении в Орле губернии начала
заселяться третья часть города. По крайней мере. Несомненно известно,
что они существовали уже в самом начале нынешнего столетия и что в 1808
г. ими владел некто Мукосеев, потом они переходили из рук в руки, пока
не купил их купец Семенов». Кроме этих бань, в прежнее время
находились еще бани во второй части города (Железнодорожный район) одни
бани находились между 3-й и 4-й Курскими улицами, другие на 1-й Курской
близ семинарии. Эти бани располагались неподалеку от речки Пересыханки.
Ныне эта забытая орловская река заключена в трубу и протекает под
землей. На ее месте улица Новосильская. Упоминаются у Пясецкого и имена
владельцев бань. Семейство Замориных много лет держало бани на Оке,
подле Хвастливой мельницы (район современного железнодорожного моста
через Оку). После проведения Орловско-Витебской железнодорожной линии в
1868 году эти бани закрылись. Однако в конце XIX века их на прежнем
месте возобновил некий Занин.
Банный мост
Орел, несмотря на
свое расположение к баням не мог похвалиться их роскошью. По рассказам
старожилов, которые парились и в прежних и в нынешних банях, старые бани
не имели, как теперь, теплых предбанников, «мужчины и женщины парились
вместе, только для благообразия женская половина отделялась занавесью из
рогожи».
Сегодня не так
важно, кто придумал баню. Париться любили все народы с древних времен.
Эта оздоровительная процедура полюбилась и прижилась на Руси, дошла до
настоящего времени. Конечно, хочется надеяться, что русская парилка
будет популярна в будущем еще не одно поколение.
Л. П.
Хоменкова,
ведущий библиограф отдела краеведческих документов
Орловской областной научной универсальной публичной библиотеки им. И. А.
Бунина
|
|
|