«Творчество Достоевского в музыке русских и зарубежных композиторов» (12+)

 

Тоскуя в мире, как в аду, уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду  он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной, подумал Бог: ужель возможно,
чтоб всё, дарованное Мной, так страшно было бы и сложно?

В. Набоков «Достоевский»

В Отделе искусств Орловской областной научной универсальной публичной библиотеки им. И. А. Бунина, с 10 по 15 ноября 2020 г., работает выставка посвящённая предстоящему 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского.

В ноябре 2021 года классику мировой художественной литературы Федору Михайловичу Достоевскому – 200 лет. А мы снова и снова возвращаемся к творчеству Достоевского. Почему? Хотим понять тайну писателя или тайну собственной жизни? Ищем ответы на извечные вопросы?

Достоевский и музыка… На первый взгляд кажется, что понятие музыкальность менее всего применимо к творчеству Достоевского. Между тем творчество Ф. Достоевского связано с музыкой неразрывными узами. Какую же роль играла музыка в жизни и творчестве Достоевского? Какое значение имеет наследие писателя для музыки?

Музыка сопровождала писателя в течение всей его жизни. Он любил творчество М. Глинки, А. Серова, увлекался Д. Мейербером, музыку Р. Вагнера характеризовал как «полную глубоких задач». В. А. Моцарт и Л. Бетховен были предметом его поклонения. Любимое музыкальное произведение М. Достоевского – бетховенская «Патетическая соната».

Музыкальные интересы писателя нашли отражение в его литературных произведениях.

В рассказе «Вечный муж» Ф. Достоевский дает характеристику выразительности музыки романса М. Глинки «К ней», в «Подростке» демонстрирует отличное знание старинной итальянской церковной музыки, в «Неточке Незваной» - глубокое проникновение в природу русской народной песни. 

На сюжеты произведений Ф. Достоевского написаны оперы: «Братья Карамазовы», «Игрок», «Из Мертвого дома», «Преступление и наказание», «Раскольников»,  «Настасья Филипповна»,  оратория «Великий инквизитор», балеты: «Зимний рассказ», «Идиот» и др.

Большую известность получила лирико-психологическая опера "Игрок" С. Прокофьева. Первый вариант этой оперы был поставлен в Петербурге в 1916 г. в Мариинском театре, второй вариант в 1929 г. в Брюсселе, под французским названием «Le Joueur». У Достоевского рассказ ведется от лица главного героя, а в опере повествование превращено в прямое действие.

В ХХ веке в отечественном искусстве  возрос интерес к творчеству Достоевского. В этот период созданы оперы  "Бедные люди" Г. Седельникова, "Белые ночи"  Ю. Буцко по одноименным романам Ф. Достоевского. 

Создаются оперы «Братья Карамазовы» А. Холминова, «Князь Мышкин» А. Балтина, «Идиот» М. Вайнберга, «Ожидаем генерала» Л. Присса, «Преступление и наказание» Э. Артемьева. Эти сочинения относятся к жанру «большой оперы». Екатеринбургский композитор В. Кобекин  создал оперу «Н.Ф.Б. » по роману Ф. Достоевского «Идиот». Эта опера была написана по заказу оргкомитета фестиваля «Сакро-Арт», который проводился в немецком городе Локкум, близ Ганновера. Постановка имела грандиозный успех.

Роман М. Достоевского «Идиот» был воплощен и в балете. В 1979 г. В. Пановым был поставлен для Берлинской оперы балет «Идиот» на музыку Д. Шостаковича. 15 декабря 1980 г. в Ленинграде состоялась премьера балета «Идиот» Бориса Эйфмана. Из почти 300 персонажей романа Эйфман выбрал лишь четырех: Лев Мышкин, Парфен Рогожин, Настасья Филипповна и Аглая Епанчина - своего рода роковой четырехугольник.

Через 15 лет Б. Эйфман вновь обращается к творчеству Ф. Достоевского – на этот раз «Братья Карамазовы». Для балета «Братья Карамазовы» он использует музыку Рахманинова, Мусоргского, Рихарда Вагнера и цыганские песни. Премьера этого балета состоялась в Мариинском театре в октябре 1995 года.

В балетных постановках были найдены необычные режиссерские приемы, позволяющие воссоздать языком балета сложнейшие философские и психологические проблемы, затронутые писателем.

Больший интерес вызвало творчество Ф. Достоевского у зарубежных композиторов, особенно у чешских композиторов. На сюжет «Записок из Мертвого дома» была написана опера Леоша Яначека «Мертвый дом». Отар Еремиаш работал над оперой «Братья Карамазовы», которая была впервые поставлена в 1928 г. в пражском Народном театре. Ганс Краса написал на немецком языке двухактную оперу «Обручение во сне» на сюжет повести Достоевского «Дядюшкин сон». Композитор Франтишек Пицка написал драматическую увертюру «Степанчиково», а Иозеф Берг стал автором сюиты для фортепиано «Братья Карамазовы». Композитор Карел Купка написал балет «Идиот», и он же является автором одноименной оперы. Германом Гейсом была поставлена в Западном Берлине электронная балет-пантомима «Поступок».

Итальянские композиторы также создали много произведений на сюжеты Достоевского. Луиджи Кортезе - автор оперы в двух актах и 32 эпизодах - «Белые ночи». Премьера этой оперы состоялась в Милане. Франко Маннино - автор одноименной оперы. Существует также телевизионная опера по роману «Белые ночи», автором которой является сербский композитор Станойл Раич.

В 1970 году в Риме состоялась премьера оперы «L'idiota» («Идиот») - композитор Абрлучиано Чайли. На сюжет повести «Двойник» композитором Флавио Тести была написана опера «Il sosia», поставленная в 1981 году в Милане.

В США сюжет «Идиота» в 1973 г. был воплощен в телевизионной опере «Myshkin», показанной в Блумингтоне (автор Джон Ц. Итон).

Однако наибольший композиторский интерес вызвал роман Федора Достоевского «Преступление и наказание». В 1925 и в 1930 гг. австрийский композитор Эмил Николаус фон Резничек написал две увертюры «Раскольников». Артур Онеггер сочинил музыку к фильму, который получил название «Crime et chatiment». На сюжет романа «Преступление и наказание» были также созданы: музыка к спектаклю «Раскольников» норвежским композитором Паулине Халлом, драматическая сцена «Сон Раскольникова» немецким композитором Гизелхер Клебе и впервые исполненная в Дармштадте, балетная музыка «Раскольников» австрийским композитором Паулем Лутце.

Выставка «Творчество Достоевского в музыке русских и зарубежных композиторов» представляет литературу, публикации на страницах музыкальной периодики, о воплощении произведений писателя в музыке отечественных и зарубежных композиторов, нотные сборники, а также записи экранизаций его произведений, грамзапись с оперой «Бедные люди».

Приглашаем посетить выставку

всех любителей музыкального искусства

и творчества Федора Михайловича Достоевского

 

Телефон для справок: 8(4862)76-37-87

 

 

 
30 мая 2013 годаРейтинг@Mail.ru