Балет «Спартак» Арама Ильича Хачатуряна (12+)

В отделе искусств с 26 декабря 2020 г. по 06 января 2021 г. открыта выставка музыкально-нотной литературы, посвящённая Араму Ильичу Хачатуряну.

Имя Арама Хачатуряна (06.06.1903-01.05.1978 гг.) – композитора, дирижёра, педагога хорошо знакомо любителям классической музыки по всему миру. Маэстро писал такие замечательные произведения, что многие из них после премьерного исполнения мгновенно становились популярными. Искрометный «Танец с саблями» из балета «Гаянэ», восхитительный «Вальс» из сюиты к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», блестящий «Концерт для скрипки с оркестром» - это небольшой перечень произведений, которые покорили сердца слушателей не только в нашей стране, но и за рубежом. О великом армянском композиторе и его произведениях можно говорить бесконечно. Но самое известное произведение маэстро – балет «Спартак», написанный им в период Великой Отечественной войны для поддержания духа народа в борьбе за свою свободу и независимость. А в следующем 2021 году 27 декабря балету А. Хачатуряна «Спартак» исполнится 65 лет со дня первой постановки.

В 1941 году по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н. Д. Волковым и балетмейстером И. А. Моисеевым я приступаю к работе над балетом «Спартак». Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак». Но в связи с большими изменениями в театре, а также военными действиями в стране, на некоторое время работа была прекращена. Возобновить ее А. Хачатурян смог только спустя несколько лет после войны, посетив солнечную Италию во время своей командировки в 1950 году, своими глазами увидел Колизей, Аппиеву дорогу… Вернувшись в страну, он сразу же принялся сочинять музыку. Работа продолжалась три с половиной года, и последняя точка была поставлена в начале февраля 1954-го. Премьера спектакля успешно прошла в конце декабря 1956 года. Дирижером выступил Павел Фельдт, главные партии превосходно исполнили Аскольд Макаров, Роберт Гербек. Публика и критики были в восторге от увиденного и балет сразу же назвали истинной сенсацией в мире искусства. До этого времени ни одни балет не вызвал столько интереса и такой бурной реакции.

В музыке «Спартака» воплотились наиболее яркие особенности его творчества: броские, запоминающиеся образы, пышные и блестящие массовые сцены, своеобразная мелодика,  где органично сочетаются европейские черты с восточными интонациями. Все темы балета очень яркие и запоминающиеся: каждая из них завораживает своей звучностью и красотой, будь то «Танец пиратов» или знаменитый «Триумфальный марш». Именно это и делает балет одним из шедевров мирового искусства.

Одно из главных отличий этого спектакля в том, что он мужской. Все главные партии принадлежат Спартаку и Крассу, что было большой редкостью для балета.

В апреле 1968 года свою версию представил в Большом театре Юрий Григорович, усилив психологическую сторону спектакля. Об успехе его версии говорит тот факт, что в 1975 году студия «Мосфильм» занялась экранизацией балета. После успешной премьеры, балет Григоровича был представлен во многих городах страны и за ее пределами, где публика по достоинству оценила произведение Хачатуряна.

А в 2009 году в Театре балета им. Якобсона руководитель Юрий Петухов решил воссоздать первоначальную версию спектакля, со всеми присущими нюансами.

На сегодняшний день в мире насчитывается около 20 версий постановок этого произведения, но самыми популярными считаются лишь две: Григоровича и Якобсона.

Приглашаем посетить выставку

 всех ценителей  творчества отечественного композитора

Арама Ильича Хачатуряна

 

Телефон для справок: 8(4862)76-37-87

 

 

 
30 мая 2013 года  
Рейтинг@Mail.ru