«М. Ю.
Лермонтов-живописец» (12+)
С 9 по 28 октября 2019 года в зале
периодических изданий областной библиотеки им. И. А. Бунина открыта книжная
выставка «М. Ю. Лермонтов-живописец», посвященная 205-летию со дня
рождения поэта.
Помимо того, что Лермонтов был
художником слова, он был еще и поэтом холста.
В истории культуры известно немало
поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере
изобразительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родственника А. П.
Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою
недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных
жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры,
карикатуры.
В ранних опытах Лермонтова привлекают
внимание работы, образующие «испанский цикл». Самое значительное в этом цикле –
«Портрет герцога Лермы» (1832-1833), первое известное живописное
произведение Лермонтова (в семье бытовало предание о происхождении рода от
испанского герцога Лермы). Из ранних картин наиболее известны пейзажные акварели
«Белая береза», «Парус» (последняя предваряет знаменитое
стихотворение), «Древняя рать».
Поворотным пунктом биографии Лермонтова
стал 1837 год – гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением «Смерть поэта»
последовала ссылка на Кавказ. Там наиболее полно раскрылся творческий потенциал
Лермонтова – и поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные
маслом – «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская
дорога близ Мцхеты»), «Вид горы Крестовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения
Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие (все 1837- 1838).
Лермонтов как боевой офицер проявил
личную храбрость, участвуя в военной кампании против горцев в 1840-1841 годах.
Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке «Эпизод из
сражения при Валерике», раскрашенном позднее его другом, художником Г. Г.
Гагариным.
В последние годы жизни Лермонтов немало
времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный
портрет А. Н. Муравьева, акварельные портреты А. А. Кикина и А. А. Столыпина (Монго)
в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них
существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А. И. Одоевский), а
также его романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на
фоне кавказских гор в облике поэта и воина.
Об интересных фактах в творчестве
Лермонтова как живописца можно узнать из книг, представленных на выставке. Среди
них: И. Зильберштейн. Парижские находки; Лермонтовская энциклопедия; И.
Андронников. Лермонтов. Исследования и находки; Новое и забытое; В. Садовень.
Русские художники баталисты XVIII-XIX веков; Выставка лермонтовских фондов
московских музеев и др.
Страницы периодических изданий –
журналы Художник. – 1973. – № 7; Литературный критик. – 1940. – № 2; Наука и
жизнь. – 1972. – № 1; Нева. – 1964. – № 10; Огонек. – 1940. – № 2, 1970. – № 5,
1954. – № 44; Творчество. – 1963. – № 6 и т. д. – повествуют об истории
создания, тематике художественных работ Лермонтова.
Посетителей выставки смогут
заинтересовать результаты исследований И. Андронникова, И. Зильберштейна, Н.
Пахомова, А. Холиной, В. Попова и др.
Ведущий библиотекарь отдела
основного книгохранения
Жучкова Т. А.
Тел.: 76-37-87
|