«М. Ю. Лермонтов-живописец» (12+)

С 9 по 28 октября 2019 года в зале периодических изданий областной библиотеки им. И. А. Бунина открыта книжная выставка «М. Ю. Лермонтов-живописец», посвященная 205-летию со дня рождения поэта.

Помимо того, что Лермонтов был художником слова, он был еще и поэтом холста.

В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родственника А. П. Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры, карикатуры.

В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие «испанский цикл». Самое значительное в этом цикле – «Портрет герцога Лермы» (1832-1833), первое известное живописное произведение Лермонтова (в семье бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы). Из ранних картин наиболее известны пейзажные акварели «Белая береза», «Парус» (последняя предваряет знаменитое стихотворение), «Древняя рать».

Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год – гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ. Там наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова – и поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом – «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»), «Вид горы Крестовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие (все 1837- 1838).

Лермонтов как боевой офицер проявил личную храбрость, участвуя в военной кампании против горцев в 1840-1841 годах. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке «Эпизод из сражения при Валерике», раскрашенном позднее его другом, художником Г. Г. Гагариным.

В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А. Н. Муравьева, акварельные портреты А. А. Кикина и А. А. Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А. И. Одоевский), а также его романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина.

Об интересных фактах в творчестве Лермонтова как живописца можно узнать из книг, представленных на выставке. Среди них: И. Зильберштейн. Парижские находки;  Лермонтовская энциклопедия; И. Андронников. Лермонтов. Исследования и находки; Новое и забытое; В. Садовень. Русские художники баталисты XVIII-XIX веков; Выставка лермонтовских фондов московских музеев и др.

Страницы периодических изданий – журналы  Художник. – 1973. – № 7; Литературный критик. – 1940. – № 2; Наука и жизнь. – 1972. – № 1; Нева. – 1964. – № 10; Огонек. – 1940. – № 2, 1970.  – № 5, 1954. – № 44; Творчество. – 1963. – № 6 и т. д. – повествуют об истории создания, тематике художественных работ Лермонтова.

Посетителей выставки смогут заинтересовать результаты исследований И. Андронникова, И. Зильберштейна, Н. Пахомова, А. Холиной, В. Попова и др.

 

 Ведущий библиотекарь отдела

основного книгохранения

Жучкова Т. А.

Тел.: 76-37-87

 

 

 
30 мая 2013 года