«Я не
ропщу на трудный путь земной» (12+)
К
200-летию со дня рождения А. А. Фета в зале периодических изданий открылась
выставка «Я не ропщу на трудный путь земной»,подготовленная отделом
основного хранения, она работает с 8 по 30 декабря 2020 г. На
выставке представлены прижизненные публикации произведений поэта из фонда редкой
книги. Это журналы «Москвитянин», «Отечественные записки», «Современник»,
«Русский архив» за 1842–1891 годы.
А. А. Фет (Шеншин) –
самый яркий представитель поэзии «чистого искусства». Единственная задача
искусства, по его мнению, «передать во всей полноте и чистоте образ, возникающий
перед художником в минуту восторга». «Жизнь печальна, но искусство радостно», –
так считал Фет. Основная тема его поэзии – пейзажная и любовная лирика. Его
творениям присущи камерность, лиричность, нежность и необычайная музыкальность.
Свои первые стихи Фет
написал, когда обучался в немецком пансионе Крюммера. В 1840 году А. А. Фет
выпустил (под инициалами А. Ф.) первый сборник своих стихов «Лирический
пантеон».
С конца 1841 года стихи
Фета начинает печатать журнал «Москвитянин». С середины 1842 года А. А. Фет
становится деятельным сотрудником «Отечественных записок». В 1842–1843 годах он
опубликовал в «Отечественных записках» более восьмидесяти стихотворений, которые
принесли ему заслуженную известность. К ним относятся «Печальная береза...»,
«Чудная картина...», «Зеркало в зеркало с трепетным лепетом...», «На заре ты ее
не буди...», «Давно ль под волшебные звуки...», «Теплым ветром потянуло...» и
др.
Талант молодого Фета
оценил Белинский. «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г. Фет», – писал
Белинский в 1843 году.В 1850 году Фет публикует свой второй сборник стихов.
Критики встретили его творчество благосклонно. Положительные отзывы выходили в
«Отечественных записках», «Современнике» и «Москвитянине».
В 1853 году Фет
сближается с кругом писателей, группирующихся около «Современника». Особенно
близкие отношения связывали А. А. Фета с И. С. Тургеневым, который стал для
него главным литературным советчиком, критиком и руководителем. При поддержке И.
С. Тургенева в 1856 году выходит третий сборник стихотворений Фета. С 1854 года
«Современник» начинает усердно пропагандировать на своих страницах поэзию Фета.
В конце 50-х годов Афанасий Фет из-за разногласий с Н. Некрасовым уходит из
«Современника». С этого момента его стихотворения печатаются в основном в
журнале «Русский вестник».
В последние годы жизни
Фет получил общественное признание. В 1884 году за перевод сочинений Горация он
стал первым лауреатом полной Пушкинской премии Императорской Академии наук.
Через два года поэта избрали ее членом-корреспондентом.
А. А. Фет – самый
музыкальный их всех поэтов XIX века. У него был абсолютный слух к мелодии стиха.
Лирические стихотворения Афанасия Фета затрагивают самые тонкие струны
человеческой души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Недаром более 100
композиторов писали романсы на его стихи. Свыше 180 его стихотворений положены
на музыку: «На заре ты ее не буди…», «Я пришел к тебе с приветом», «Ель рукавом
мне тропинку завесила…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…» и др.
А. А. Фет оставил
значительный след в русской литературе. В своих стихах поэт говорил о важных и
вечных понятиях, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у
читателей чистые и светлые эмоции.
Журналы, представленные
на выставке, не только раскрывают творческий путь поэта, они несут энергетику
той эпохи, в которой жил и работал А. А. Фет.
Выставка будет работать
до конца декабря 2020 года.
Ветрова Н. А.,
зав.отделом основного
книгохранения
Контактный телефон:
76-37-87
|