17 сентября в Орловской областной публичной библиотеке им. И. А. Бунина состоялась межведомственная научно-практическая конференция «От качественного чтения к качественному образованию», приуроченная Году учителя. Инициатором проведения выступил Областной Центр книги областной библиотеки им. И. А. Бунина. Организаторы конференции - управление культуры и архивного дела и управление образования и молодёжной политики Департамента образования, культуры и спорта Орловской области, орловский институт усовершенствования учителей. В мероприятии приняли участие более 120-ти специалистов муниципальных библиотек, библиотек средних и высших учебных заведений, преподавателей средних и высших учебных заведений области.

Открыли конференцию начальник отдела дошкольного и общего образования управления образования и молодёжной политики Департамента образования, культуры и спорта Орловской области Гомозов Василий Владимирович и директор областной библиотеки Бубнов Валерий Васильевич.

Поиски точек соприкосновения и путей взаимодействия образовательных учреждений и библиотек – проблема сама по себе не новая. Но каждый временной этап накладывает свой отпечаток и требует своего подхода к решению проблем, в том числе и проблеме чтения учащихся – детей и молодежи.

В рамках конференции были заслушаны 12 выступлений и докладов. Среди них: «Познавательная сущность чтения. Технология научения и приобщения к чтению» (Гурова Валерия Яковлевна, заведующая кафедрой русского языка и литературы Орловского институт усовершенствования учителей), «Художественная литература как средство эстетического и нравственного воспитания молодёжи» (Куделько Наталья Александровна, доктор филологических наук, профессор, первый проректор ОГИИК, «Детская библиотека и школа: взаимодействие в воспитании устойчивого интереса к книге и чтению» (Трунова Татьяна Николаевна, главный библиотекарь областной детской библиотеки им. М. М. Пришвина).

В выступлениях представителей учреждений образования были озвучены новые формы и методы работы по формированию интереса к книге у детей дошкольного возраста, учащейся молодежи, представлены практические наработки.

Куделько Н. А. с волнением говорила о том, что ее (как и многих преподавателей вузов) волнует проблема ЕГЭ, что отсутствие прямого общения на экзамене по истории и литературе не позволяет понять, какие студенты приходят в институт культуры, о том, что литературу нельзя сдавать методом тестирования. Сегодня на занятиях по литературе студентов приходится учить читать и воспринимать художественный текст, мыслить, находить ответы в книге и делать самостоятельные выводы, ведь лучшие классические произведения советской и русской литературы давно ответили на многие волнующие наш народ вопросы, которые поставили история и наша богатая крутыми поворотами и яркими, порой трагическими, событиями жизнь.

Продолжая тему, кандидат педагогических наук, доцент филологического факультета ОГУ Смоголь Наталья Николаевна в своем выступлении «Чтение как трансляция культуры и грамотности» кандидат педагогических наук отметила: «…чтение по-прежнему остаётся одним из главных способов интеллектуального развития. (Оставим в стороне приоритеты возможных источников: рукопись, книга, сайт, блог, живой журнал, форум, любая компьютерная практика – всё на пользу толковому пользователю). <…> Чтение всегда было напрямую связано с классическими образцовыми произведениями. Все роды литературы, все жанры в первую очередь рассчитаны на вдумчивое прочтение, глубинный анализ. Человек, наученный в детстве бережно и грамотно работать с текстом, наверняка станет уважительным зрителем, внимательным собеседником, способным к диалогу, сопереживанию. Вероятно, огромную роль в этом процессе играют чуткие наставники».

Руководитель областного Центра книги Волосатова Г. И. представила информацию о работе Центра по продвижению книги и чтения в ракурсе Национальной программы поддержки и развития чтения. Начиная с момента создания Центра в 2001 году, его деятельность направлена на установление плодотворных контактов со всеми заинтересованными в продвижении чтения среди населения региона, интеллектуального развития юного поколения. Многие проводимые Центром акции получили в области громкий резонанс, но для достижения видимых результатов еще предстоит сделать многое.

Специалисты библиотек сошлись на том, что библиотеки могут играть значимую роль тогда, когда их комплектование будет соответствовать потребностям ее пользователей и задачам, которые общество ставит перед библиотеками. Сегодня же многие школьные и сельские библиотеки держатся на энтузиазме и опыте библиотекарей.

Особое внимание в ряде выступлений (Чудаковой Л. И., преподавателя Мезенского педагогического колледжа и Беляевой Н. Е., преподавателя кафедры библиотековедения и библиографии ОГИИК) обращалось на применение современных технологий при подготовке к учебным занятиям, в том числе и использование электронных учебников.

Активное общение библиотечных специалистов и специалистов сферы образования, их интерес к обсуждению проблем, реальная потребность в информации о современном состоянии чтения определили важность мероприятия. Конференция позволила выйти за границы библиотечной аудитории, придала проблеме чтения и продвижения книги новый смысл, открыла новый ракурс  привычной для библиотек деятельности.

 

Глоба Л.С. – заведующая сектором маркетинга