Итоговый документ
областного совещания руководителей и специалистов органов и учреждений культуры Орловской области
26 февраля 2007 года в библиотеке им. И.А.Бунина состоялось совещание руководителей и специалистов органов и учреждений культуры Орловской области с повесткой дня «Деятельность муниципальных учреждений культуры в условиях реформы местного самоуправления. 2006-2007. Итоги и перспективы». На совещании с одноименным докладом выступила начальник управления культуры и искусств Департамента социальной политики области О.М.Долягина, с содокладами заместитель директора библиотеки им. И.А.Бунина Н.З.Шатохина, директор областного центра народного творчества А.И.Аксютин и директор областной детской библиотеки И.А.Никашкина.
В докладах и в выступлениях в прениях было отмечено следующее:
Минувший год для всех секторов культуры области стал первым этапом реализации областной целевой программы «Культура Орловской области на 2006-2010 годы». Главной особенностью деятельности всех органов и учреждений культуры в прошедшем году являлось наращивание усилий по удовлетворению разносторонних информационных, образовательных, просветительских и досуговых запросов населения в условиях введения в действие федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В этот период учреждениями культуры в основном достигнуты плановые показатели в обеспечении жителей муниципальных образований всеми услугами культуры, повысилось их качество.
Развивается система непрерывного профессионального образования. Повышается творческий потенциал кадрового состава культуры области.
Учитывая, что закон предполагает формирование новых отношений в системе взаимодействия субъектов культурно-просветительской деятельности различного уровня, работники учреждений культуры большинства муниципальных образований при содействии органов власти местного самоуправления создавали оптимальные модели деятельности, учитывающие сетевую систему социально-культурного обслуживания
В этих целях проводилась работа по определению юридического статуса учреждений культуры, их учредителей и регистрации уставов, сохранению позитивных факторов централизованного принципа библиотечного обслуживания населения, выстраивания соответствующих принципам 131 ФЗ организационных, правовых и финансовых отношений. В муниципальных образованиях созданы новые по структуре учреждения, такие как «Межпоселенческое социально-культурное объединение», «Культурно-досуговый центр» и др.
Вместе с тем совещание констатирует, что в ряде муниципальных образований главная цель реформирования – повышение качества жизнеобеспечения населения, особенно в сфере культурно-просветительского, досугового обслуживания осуществляется недостаточно эффективно. Особое беспокойство участники совещания выражают складывающимся результатам реформирования библиотечного сектора обслуживания.
В 2006 году в процессе структурных преобразований сеть библиотечных учреждений сократилась на 98 единиц, клубных на 60. Медленно происходит обновление материально базы, модернизация технологических и информационных ресурсов клубов и библиотек.
В процессы преобразования социального характера не в полной мере включен такой важный фактор, как участие населения в осуществлении местного самоуправления, применение местных референдумов (сходы граждан). Отдельные решения по реформированию социально-культурной сферы принимались в кабинетах. Не в полной мере учитывалась местная специфика в способах организации культурно-просветительской деятельности. Недостаточно заинтересованно выражали мнение своих избирателей по этому вопросу представительные органы муниципальных образований.
В отдельных районах руководители органов культуры не приняли к сведению рекомендации управления культуры по организации оптимального варианта деятельности всей инфраструктуры учреждений культуры района, имеющийся позитивный опыт в других субъектах страны, не проявили должной настойчивости и соответствующей аргументации при обсуждении проблем реформирования в органе местного самоуправления.
Особую сложность для органов местного самоуправления при принятии решения о централизованной модели библиотечного обслуживания в муниципальных образованиях представлял тот факт, что новые обязательства органов местного самоуправления не подкреплены финансовыми ресурсами. До настоящего времени отсутствует уточненный расчет объема расходных обязательств муниципальных образований на основе соответствующих социальных норм и нормативов.
Свой отпечаток на реформирование в сфере культуры отложил областной закон «О библиотечном деле в Орловской области» (2006 г.), в котором отсутствует понятие межпоселенческая библиотека, предполагающий сохранение принципа сетевого управления библиотечном обслуживании.
На местах не принято всех возможных организационных мер по приспособлению традиционных ЦБС к новым условиям работы, предусмотренных законодательством. Не актуализирован принцип межмуниципального сотрудничества и взаимодействия для совместного решения вопросов местного значения поселенческими библиотеками.
На основании вышеизложенного совещание с учетом приоритетных направлений деятельности и основных мероприятий, определенных в областной целевой программе «Культура Орловской области на 2006-2010 годы», в плане управления культуры и искусств Департамента социальной политики на 2007 год, рекомендует:
1. Органам управления культуры и искусства, всем работникам учреждений культуры муниципальных образований в условиях реформирования местного самоуправления активизировать организационно-методическую деятельность по сохранению всего перечня услуг культуры для населения и обеспечить повышение их качества, информационное обеспечение приоритетных национальных проектов, разработке целевых комплексных программ и проектов.
2. Обратиться с предложением в Департамент социальной политики как субъекту законодательной инициативы о внесении дополнений в действующий областной закон «О библиотечном деле в Орловской области» с целью включения в закон понятия «межпоселенческая библиотека».
3. По примеру российского Общественного комитета содействия развитию библиотек инициировать при поддержке представителей законодательной и исполнительной власти, творческой интеллигенции и СМИ, деловых кругов создание регионального совета поддержки развития библиотек, выделив в приоритет его деятельности сохранение и развитие общедоступной сети библиотечного обслуживания.
4. В интересах повышения профессионального уровня, овладения современной практикой деятельности и взаимодействия в условиях реформы местного самоуправления эффективнее использовать опыт работы коллег учреждений культуры в муниципальных образованиях области и других регионов, повышение квалификации на курсах АПРИКТ, отраслевые межрегиональные и всероссийские обучающие мероприятия.
5. В целях содействия представительным и исполнительным органам местного самоуправления в осуществлении 131 ФЗ инициативно включатся в процессы разработки методик расчета и ведения реестров расходных обязательств муниципальных образований. В течение года завершить работу по разработке и принятию Уставов, «Положений о библиотечном обслуживании», «О создании условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры» с последующим обобщением опыта данной деятельности.
6. Всем работникам культуры области сосредоточить усилия в повседневной деятельности на подготовке и качественном проведении мероприятий способствующих повышению престижа культурной деятельности, органически и эффективно удовлетворяющих интеллектуальным, просветительским и досуговым потребностям местных жителей особенно в период подготовки к выборам в областной Совет народных депутатов и Государственную Думу.
7. Довести до руководителей муниципальных образований выводы и статданные по результатам проведенного управлением культуры и искусств Департамента социальной политики области мониторинга «Объем пополнения книжных фондов библиотек области, относящихся к системе министерства культуры и массовых коммуникаций РФ». Провести структурный анализ сложившихся в регионе социальных нормативов и норм обеспеченности услугами культуры населения для последующего их рассмотрения на определение как базовых условий для принятия эффективных управленческих решений на всех уровнях муниципальных образований.
8. Издать материалы совещания. Информацию об итогах совещания представить в органы представительной и исполнительной власти муниципальных образований и в СМИ.
Значимая часть социальной жизни орловчан
(пресс-релиз)
Неотъемлемой частью социальной и общественной жизни местных сообществ, критерием ее качества являются библиотечные и культурно-просветительские учреждения. Они призваны удовлетворять разносторонние информационные и духовные потребности граждан. В связи с реализацией 131 ФЗ в деятельности муниципальных учреждений культуры и, прежде всего библиотек, обозначились определенные проблемы.
Именно рассмотрению этих новых аспектов деятельности муниципальных библиотек и клубных учреждений было посвящено областное итоговое совещание руководителей и специалистов государственных и муниципальных учреждений культуры, которое состоялось в библиотеке им.И.А.Бунина. С основным докладом «Деятельность муниципальных учреждений культуры в условиях реформы местного самоуправления. Итоги и перспективы» на совещании выступила начальник управления культуры и искусств Департамента социальной политики области О.М.Долягина. В обсуждении повестки приняли участие заместитель главы администрации Колпнянского района Л.А.Захарова, заместитель директора библиотеки им. И.А.Бунина Н.З.Шатохина, директор областного центра народного творчества А.И.Аксютин, директор областной детской библиотеки И.А.Никашкина, начальник отдела культуры администрации Глазуновского района С.В.Зюзина, начальник отдела культуры Болховского района В.А.Поливаева, главный специалист областного управления культуры и искусств И.Л.Селиверстова, директор Мценской межпоселенческой районной библиотеки А.Л.Абаничева и др.
В рамках совещания состоялось награждение Почетными грамотами и книжными призами коллективов и работников учреждений - победителей в различных номинациях за достигнутые результаты деятельности в библиотечном и культурно-просветительском обслуживании в 2006 году.
По завершению совещания был принят итоговый документ, который по предложению участников будет направлен в органы представительной и исполнительной власти муниципальных образований.